Изучение целевой аудитории необходимо для развития и работы компании. Узнать особенностей потребителя, его предпочтения и отношение к бренду позволяет опрос. Такой способ исследования доступен, эффективен и прост в применении. Но главное — его результаты ложатся в основу управленческих решений. Как правильно задавать вопросы и собирать данные о клиентах, расскажем в статье.
Что такое метод опроса в маркетинге?
Опрос — это метод маркетингового исследования. Суть его проведения в следующем: представитель компании задает вопросы целевой аудитории для сбора первичных данных. Это могут быть впечатления от продукции, мнение относительно качества сервиса, особенности поведения в заданной ситуации. Полученные сведения используются для составления портрета клиента и уникального торгового предложения, улучшения характеристик товара или услуги, выбора инструментов продвижения.Изучать потребителей и их отношение к компании можно на любом этапе жизненного цикла продукции. Достаточно поставить правильные цели и следовать намеченному плану. Применение опроса в маркетинге будет оправдано:
- для изучения рынка — запуск новой линейки, расширение ассортимента или формирование предложения для нескольких сегментов потребует знаний о текущей рыночной ситуации.
- для мониторинга эффективности маркетинга — оценивайте эффективность рекламы и ее окупаемость через общение с покупателями.
- для анализа позиций товара — насколько клиент доволен вашей продукцией? Спросите его об этом напрямую или уточните бренды, которые он предпочитает.
Получить ответы респондентов несложно: анкеты можно рассылать в мессенджерах или по электронной почте, размещать через виджеты на сайте, раздавать посетителям торговых залов. По итогам общения с покупателями данные обобщаются и оформляются в отчет.
Виды опросов в маркетинге
Проводить опрос потребителей можно двумя способами — устно или письменно. Первый вариант подойдет для работы с небольшой группой людей: например, для изучения впечатлений о новом продукте. Масштабные интервью требуют дополнительных ресурсов. Так, для проведения телефонного обзвона необходимо задействовать операторов или воспользоваться услугами колл-центра.
Письменные исследования информативны и позволяют охватить большую аудиторию. Они легко организуются в интернете: заполнение формы пользователем займет несколько минут. Далее расскажем об основных видах опросов в маркетинговых исследованиях.
Интервью
Представляют собой беседу с респондентами часто в неформальной обстановке. Для их проведения необходим четкий план: только так вы получите объективные данные. Строго следуйте ему, задавайте вопросы в определенной последовательности и фиксируйте их в специальном бланке.Интервью могут быть:
- личными — например, при обращении к клиентам магазина;
- телефонными — когда с респондентами связываются представители компании или операторы колл-центра;
- глубинными — когда в беседе участвует сразу несколько опрашиваемых.
Фокус-группы — еще одна разновидность интервью. Они формируются из нескольких представителей целевой аудитории. Участники обсуждают предложенные вопросы, а организатор — фиксирует собранные данные.
Анкетирование
Анкеты составляются для быстрого сбора информации о клиентах, посетителях сайта, их отношении к компании или продукции. Чем удобен такой метод работы с аудиторией для бизнеса?- Охваты. Письменно вы опросите большее количество людей за то же время, чем при устном общении.
- Доступность. Расходы на проведение анализа минимальны — вопросы для пользователей можно разместить на сайте, в сообществе в соцсетях или предложить анкеты в точках продаж.
- Дистанционная организация. Письменные опросы клиенты могут проходить в удобное время, а присутствие интервьюера не нужно.
Зачем общаться с аудиторией: цели опроса в маркетинге
В чем секрет успешных опросов в маркетинге? Прежде всего — в правильно составленных анкетах и планах интервью. Вопросы должны быть четкими, корректными и понятными респондентам. Но главное — соответствовать цели исследования.
Опросные методы в бизнесе могут быть направлены на:
- поиск информации о клиентах, конкурентах, рынке или спросе на продукцию;
- проверку гипотез — например, относительно поведения покупателей;
- определение причин популярности или низкого интереса к товарам;
- установление уровня лояльности к бренду;
- анализ способов продвижения конкурентов.
Цель ставится в самом начале работы по изучению аудитории.
Чем полезен опрос для бизнеса: преимущества маркетингового исследования
Получение информации «из первых уст» всегда ценно. Так вы станете ближе к клиентам, точно определите сильные и слабые стороны продукта или стратегии его продвижения.
Первичные данные помогут вам:
- составить портрет клиента;
- провести сегментирование целевой аудитории;
- определить интересы и запросы покупателей;
- составить рычаги воздействия на клиентов;
- повысить качество сервиса;
- вовлечь аудиторию в диалог с компанией;
- сформулировать конкурентные преимущества;
- построить модель развития бизнеса.